Aлександр Игнатенко

Aлександр Игнатенко. Критика падшего разума

"Критика падшего разума 1"

(богословско-метафизический трактат)

Работа посвящена последовательной и бескомпромиссной критике предмета философии и концептуальной науки с позиции православного церковного сознания. Феномен философии и концептуальной (западной) науки, по убеждению автора, невозможно адекватно оценить, не принимая во внимание метафизические последствия православного учения о грехопадении как отчуждения разума от Трансцендентной Реальности (Пресвятой Троицы). Силы человеческой души сотворены по Ее образу и подобию: ум (созерцание) является образом Отца; слово (мышление) – образом Сына; дух – образом Святого Духа. Грехопадение привело к нарушению гармонии и состава указанных сил человеческой души. Метафизические последствия грехопадения имеют конкретно-исторические формы, концентрированным выражением которых выступают различные философские системы (традиции) и научные теории. Для западной классической философии характерно господство формы мышления, восточные сводят душевный состав к уму (созерцанию). Существует логически необходимая внутренняя связь от «филиокве» через «паламитский спор» к человекобожию немецкой философии абсолютного идеализма, а от нее ко всем европейским философским и научным учениям XIX-XX вв. Если отбросить терминологические, культурные, национальные, исторические различия западных и восточных философских систем, их содержание сводится к принципу тождества знания и самости, к подмене трансцендентного имманентным. В работе также рассматриваются: методологическая концепция фундаментальных духовно-исторических парадигм, проблема происхождения и сущность концептуальной науки, причины современного кризиса естественнонаучного и гуманитарного знания, сущности диалектической и иконической форм познания (сознания, мышления). В заключении делается вывод о несовместимости мудрости духовной, божественной и человеческой, мирской. Одной непременно должно отречься.

Книга предназначена для специалистов в области истории, науки, философии, религии и культуры.

Цена - 100 руб.

КУПИТЬ

 

Содержание

РАЗДЕЛ I. КРИТИКА ФИЛОСОФСКОГО РАЗУМА
СОДЕРЖАНИЕ
ВСТУПЛЕНИЕ
ГЛАВА 1. НЕБЕСНЫЙ РОСТОК ИСТИННОГО ПОЗНАНИЯ.
ГЛАВА 2. ЦЕРКОВЬ КАК РЕАЛЬНОСТЬ ТРАНСЦЕНДЕНТНОГО БЫТИЯ.
ГЛАВА 3. ПРАВОСЛАВНОЕ УЧЕНИЕ О ГРЕХОПАДЕНИИ И ЕГО МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ.

3.1. Принцип сотворения человека и первоначальное состояние его ума в православном учении .
3.2. Первородный грех и его метафизические последствия.
3.3. Особенности римо-католического и протестантского понимания грехопадения относительно ума человека.
ГЛАВА 4. ПАДШИЙ РАЗУМ – ПОДЛИННЫЙ ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ.
ГЛАВА 5. ПАЛАМИТСКИЙ СИНТЕЗ И ВОЗМОЖНОСТЬ ПРЕДМЕТА ФИЛОСОФИИ.
ГЛАВА 6. ВИЗАНТИЙСКАЯ ТЕОРИЯ ОБРАЗА КАК АЛЬТЕРНАТИВА ФИЛОСОФСКОМУ РАЦИОНАЛИЗМУ. УЧЕНИЕ ПРЕП. МАКСИМА О БОЖЕСТВЕННОМ ЛОГОСЕ, НЕТВАРНЫХ ЛОГОСАХ СУЩИХ И СТРУКТУРЕ ТВАРНОГО МИРА.
ГЛАВА 7. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ФИЛОСОФСКОГО РАЗУМА И ЦЕРКОВНАЯ АКРИВИЯ.
ГЛАВА 8. ПРАВОСЛАВНОЕ УЧЕНИЕ О ЗЛЫХ ДУХАХ И ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАНИЕ.
ГЛАВА 9.  «ЛИТУРГИЯ» МЕРТВОГО РАЗУМА. КРИТИКА ФИЛОСОФИИ АБСОЛЮТНОГО ИДЕАЛИЗМА Г.В.Ф.ГЕГЕЛЯ.
9.1. Принципы критики гегелевской философии. Дедукция понятия «германского духа».
9.2. Восстановление предмета философии. Философия как высшая теология.
9.3. Переворот в философии. Спекулятивное мышление как познание в понятии.
9.4. Спекулятивная логика абсолютного идеализма и православное догматическое богословие.
9.5. Сущность и место созерцания в спекулятивной философии. О природе «Трансцендентного созерцания» в православном учении Отцов Церкви.
9.6. Системный бред «Абсолютного духа».
9.7. Метафизическая структура падшего разума в гегелевской спекулятивной философии.
9.7.1.Утрата единства и троичности состава души.
9.7.2. Воображение - основной метафизический компонент грехопадения.
9.7.3. Свобода и абсолютность - иллюзии спекулятивного разума.
ГЛАВА 10. О МОНИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ. ИДЕАЛИЗМ И МАТЕРИАЛИЗМ.
ГЛАВА 11. ОККУЛЬТНЫЕ КОРНИ ФИЛОСОФИИ АБСОЛЮТНОГО ИДЕАЛИЗМА. СOINCIDENTIA OPPOSITORUM И СПЕКУЛЯТИВНАЯ (ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ) ЛОГИКА.
ГЛАВА 12. «ПОСЛЕДНИЙ ИЗ МОГИКАН» ГЕГЕЛЕВСКОЙ ФИЛОСОФИИ. ВСЕОБЩАЯ ДИАЛЕКТИКА ЛИНЬКОВА Е.С.
ГЛАВА 13. ГЕГЕЛЕВСКАЯ СХОЛАСТИКА В ПОСТСОВЕТСКОЙ ФИЛОСОФИИ. «ГЕГЕЛЬ КАК СУДЬБА РОССИИ» СУМИНА О.Ю.
ГЛАВА 14. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ВЫЗОВ.
14.1. Тайна объективации и натурализации сознания.
14.2. «Трансцендентальный субъект в себе».
14.3. «Битва» за непосредственное знание.
14.4. Неудачный опыт феноменологической критики. «Учение Гегеля о конкретности Бога и человека» Ивана Ильина.
14.5. Об истинной априорности и всеобщности.
14.6. Феномен интуиции как непосредственной формы познания.
ГЛАВА 15. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ ОПЫТ «НИЧТО» ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА
ГЛАВА 16. СУЩНОСТЬ КЛАССИЧЕСКОЙ ЙОГИ («ЙОГА-СУТРЫ» ПАТАНДЖАЛИ И «ВЬЯСА-БХАШЬЯ»).
16.1. Йога против западной метафизики.
16.2. Феноменологическая и йогическая редукция эмпирического сознания.
16.3. «Облако дхармы» и природа спекулятивного мышления.
ГЛАВА 17. ИСКУШЕНИЕ ДЗЕН.
17.1. Основные положения дзен-буддизма.
17.2. Метафизическая основа дзен.
17.3. Православие и дзен-буддизм.
17.3.1. Извращение причинно-следственных связей в дзен-буддизме.
17.3.2. Тайна созерцания.
17.3.3. Антилогосная концепция дзен.
17.3.4. Время и смерть.
17.3.5. Молитва и медитация.
17.3.6. Добро падшего человека и евангельское.
17.3.7. Пародия на христианство.
17.4. Психология шизофрении и ступени духовного возрастания в дзен-буддизме – сатори, самадхи, нирвана.
ГЛАВА 18.  «СПЕКУЛЯТИВНОЕ САМАДХИ» И ЧИСТЫЙ УМ ДЗЕН.
ГЛАВА 19. «ГОРЕ ОТ УМА» В РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ.
ГЛАВА 20. УТОПИЯ ТРАДИЦИОНАЛИЗМА В УЧЕНИИ РЕНЕ ГЕНОНА.
ГЛАВА 21. OPUS А.Г.ДУГИНА: PHILOSOPHIA DEGRADATIO.
21.1. Философия иного начала: философия хаоса.
21.2.​ «Постфилософия» оккультного разума: апофеоз безмыслимости.
21.2.1. Предпосылки «Постфилософии» А.Г.Дугина.
21.2.2. Необходимость «Постфилософии».
21.2.3. Парадигмальный метод Дугина и предмет философии.
21.2.4. Учение А.Дугина о трёх парадигмах.
21.2.5. Метафизика Радикального Субъекта.
21.3. Три источника и три составных части дугинизма. Демонизм против атеизма.
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.​ Церковь как реальность Трансцендентного Бытия.
Приложение 2.​ Падшее мышление – центральная тема и подлинный предмет философии.
Приложение 3.​ Святой Григорий Палама. Исповедание православной веры.
Приложение 4.​ Главные отличительные черты сатори.
Приложение 5.​ Психология шизофрении.
Приложение 6.​ Добро падшего человека и евангельское.
Приложение Ж. Отрывки из интервью Е.С.Линькова «Движение к разумному бытию духа как всеобщая необходимость нашего времени».

 

Отрывок из книги

ГЛАВА 4.

ПАДШИЙ РАЗУМ - ПОДЛИННЫЙ ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ


Метафизические последствия грехопадения, рассмотренные в предыдущей главе, имеют принципиальное значение в постижении истинной природы человеческого разума. Серьёзный анализ онтологической катастрофы человека позволяет совсем иначе увидеть настоящий предмет философского знания. Его сущность сводится к тому, что философия имеет дело не с разумом в его истине, а находящемся в состоянии падения, то есть, искажения, повреждения и заблуждения. Но сама философия и философствующий разум об этом не знают, ибо истинный метафизический смысл грехопадения открыт только Православной Церкви; тогда, как для католиков деятельность разума не изменилась после грехопадения, а для протестантов - наоборот, разум утратил свою сущность (природу) и не способен к истинному познанию. В восточных традициях, как известно, учение о грехопадении (в христианском смысле) отсутствует.

В классической западной философии падший разум, поврежденный и прокаженный, становится органоном, орудием познания и критерием истины. В постклассической западной философии мы наблюдаем, напротив, разочарование в его возможностях, отказ от сознательного овладения его формой и переход к произвольному философствованию.

Восточная философия частично раскрывает нам тайну человеческого мышления, его источник и соотношение с формой созерцания, Но как бы то ни было, с точки зрения православного учения, во всех исторических формах философии мы имеем дело с поврежденной природой человеческого разума, которая является источником бесконечных заблуждений, представленных в многообразии философских систем.

Философия есть специфическая область человеческого познания, которая имеет своим предметом, в классическом понимании, сам разум, но разум в состоянии падения. Падший разум стремится познать самого себя. Здесь предмет и способ его постижения совпадают. В западной классической философии это мышление о мышлении. Может ли падший разум познать самого себя? Каково отношение православного учения к знаниям о природе человеческого мышления, полученным немецкой классической философией? На наш взгляд, немецкая классическая философия и, прежде всего, Гегель дают верное описание деятельности падшего разума человека. Но это состояние падшего разума философия признает естественным, нормальным, законным. В результате, своей целью ставит радикальное преобразование умственной культуры в направлении этой нормы. Тогда как, в действительности, философия не знает разума в состоянии истинности и поэтому не способна постичь его сущность в падении, определить источник его деятельности и связь с другими модусами человеческой души.

Немецкая философия, особенно гегелевская, интересна исключительной последовательностью своих выводов, в ней метафизические последствия грехопадения представлены как бы в чистом виде. Именно на примере этой философии мы можем поставить самый глубокий и полный диагноз падшему разуму.

При своей кажущейся противоположности, обе исторические формы падшего разума (западная и восточная) объединяет их общая сущность, состоящая в глобальном отчуждении от Трансцендентной Реальности - Божественной благодати.

Новый Завет и особенно апостольские послания, последовательно и систематически раскрывают ложность человеческой мудрости, плотского мудрования. Человеческая мудрость есть следствие падшего разума, служит греху и не есть просто безобидное заблуждение, а вражда против Бога и суть смерть [См.: Приложение Б.].

Категоричность суждений Священного Писания и Отцов Церкви о сущности человеческой мудрости, как источника лжи направленной против Бога, ставит человека перед необходимостью отречения от неё. И особенно это касается философии, в которой этот недуг ума получил завершающее выражение.

Трудность осознания глубины поврежденности связана с тем, что опыт неповрежденного ума возможен только под воздействием благодати, т.е. Трансцендентной Реальности в лоне Православной Церкви. Вне Церкви истинное познание невозможно, таков окончательный приговор философствующему и научному разуму. Далее мы предоставим опыт познания Бога, доставляемый благодатью. Он принципиально отличается от естественного, который называется вдохновением или разгорячением, и зависит от произвола человека. Видение от Божественной благодати независимо от воли человека и даруется человеку непосредственно Самим Богом.



Все права защищены. Copyright © 2014. Aлександр Игнатенко